Группа "Почемучки" МАДОУ детский сад №50

Юридическая информация: администратором (и лицом несущим всю ответственность за всё содержание, включая файлы) сайта 8580.maam.ru и данной страницы является пользователь МААМ Любовь Дрягина (УИ №135783, действует на основе Пользовательского Соглашения МААМ). СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Предметно развивающая среда как пространство самореализации ребенка

23 августа [сб]

6a313281b719d3a08d7aeda1c25e4a72.jpg6778396e422c411c51e6260aec05bb2e.jpg1d1341a180512d646c3d72097c0b9ef1.jpg

В требованиях ФГОС ДО одним из ключевых условий успешного образовательного процесса обозначена предметно-пространственная среда. Современное понимание развивающей предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами. Поэтому приоритетной задачей ДО является создание РППС, соответствующей Стандарту, стимулирующей детей к активности в различных видах деятельности, способствующей разностороннему развитию детей. 

Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства.Образовательная среда подлежит оценке качества образования в учреждении. При этом анализируются трех измерения среды:

- пространство,

- организация времени,

- взаимодействие детей и взрослых. 

Именно эти измерения среды нацеленной на развитие детской инициативы и самостоятельности, вопросы организации детско-взрослого взаимодействия и вопросы организации времени, проводимого ребенком в детском саду.

 

Инициативность - это интегративное свойство личности, которое: отражает ее способности к самостоятельным начинаниям; обусловливает достижение социального успеха; характеризует ее творческое отношение к себе и своему бытию; основано на умении личности самостоятельно принимать решения, быть способной действовать за пределами поставленной задачи. Инициативность является важнейшим условием формирования самостоятельной и ответственной личности.

Какие качества ее обеспечивают?

• осознание своих потребностей, состояния, интересов

• воображение

• уверенность в себе

• ориентация в социальных рамках

• способность взаимодействовать с другими

• владение средствами деятельности

 

Самостоятельность

Самостоятельность - обобщенное свойство личности, проявляющееся: 1) в стремлении к самостоятельному принятию решений; 2) планированию своей деятельности; 3) реализации задуманного и получение результата; 4) самоконтроле.

 Самореализация

Самореализация  - нахождение в себе личных качеств и сторон, которые ребенок может направить и использовать для осуществления определенной деятельности с целью достижения счастливой и успешной жизни.

 Принципы организации предметно-пространственной среды:

Принцип насыщенности среды, соответствия возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Принцип трансформируемости. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

Принцип функциональности. Полифункциональность материалов предполагает:

- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

- наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Принцип вариативности. Вариативность среды предполагает:

наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Принцип доступности. Доступность среды предполагает:

- доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

- свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

- исправность и сохранность материалов и оборудования.

Принцип безопасности. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Важным компонентом организации РППС в группе являются работающие стенды, задача которых – способствовать визуализации образовательного процесса, сделать его для детей значимым и, что не маловажно, предсказуемым.

Создавая насыщенную образовательную среду, мы - воспитатели принимаем на себя ответственность за то, чтобы день был веселым и интересным для детей. С этой целью в группах организуются центры активности, которые дают детям возможность самостоятельно индивидуализировать образовательный процесс, исходя из собственных навыков и интересов. Выбор детьми центров активности осуществляется на утреннем круге.

Деятельность детей в центрах активности – важный компонент образовательной среды детского сада, поскольку позволяет детям приобрести опыт сотрудничества в группах, умение совместно планировать и реализовывать деятельность по выполнению намеченных планов, умения взаимодействия друг с другом, договариваться, решать проблемы. А воспитатели помогают детям размышлять над своими действиями и способствуют их самообучению, а не руководят этим обучением.

Еще одно важное современное требование к организации образовательной среды в ДОУ – изменение подхода к планированию распорядка дня в группах.

ИТОГ: Итак, современная система дошкольного образования нацелена на поддержание инициативы и самостоятельности детей во всех видах детской деятельности. От нас, педагогов, требуется создание развивающей образовательной среды, где воспитатели побуждают детей следовать своим интересам. Только в этом случае у детей возникает сильное чувство собственной значимости, развивается самоинициативность, помогающая самореализоваться в разнообразной детской деятельности, что побуждает их к самостоятельному добыванию знаний. 


%D0%9E%D1%88%D0%B8%D0%B1%D0%BA%D0%B0%3A%20%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB%20%D0%BD%D0%B5%20%D0%B7%D0%B0%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%BD


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.