Группа "Почемучки" МАДОУ детский сад №50
Юридическая информация: администратором (и лицом несущим всю ответственность за всё содержание, включая файлы) сайта 8580.maam.ru и данной страницы является пользователь МААМ Любовь Дрягина (УИ №135783, действует на основе Пользовательского Соглашения МААМ). СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. |
Предметно развивающая среда как пространство самореализации ребенка
23 августа [сб]
В требованиях ФГОС ДО одним из ключевых условий успешного образовательного процесса обозначена предметно-пространственная среда. Современное понимание развивающей предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами. Поэтому приоритетной задачей ДО является создание РППС, соответствующей Стандарту, стимулирующей детей к активности в различных видах деятельности, способствующей разностороннему развитию детей. Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства.Образовательная среда подлежит оценке качества образования в учреждении. При этом анализируются трех измерения среды: - пространство, - организация времени, - взаимодействие детей и взрослых. Именно эти измерения среды нацеленной на развитие детской инициативы и самостоятельности, вопросы организации детско-взрослого взаимодействия и вопросы организации времени, проводимого ребенком в детском саду.
Инициативность - это интегративное свойство личности, которое: отражает ее способности к самостоятельным начинаниям; обусловливает достижение социального успеха; характеризует ее творческое отношение к себе и своему бытию; основано на умении личности самостоятельно принимать решения, быть способной действовать за пределами поставленной задачи. Инициативность является важнейшим условием формирования самостоятельной и ответственной личности. Какие качества ее обеспечивают? • осознание своих потребностей, состояния, интересов • воображение • уверенность в себе • ориентация в социальных рамках • способность взаимодействовать с другими • владение средствами деятельности
Самостоятельность Самостоятельность - обобщенное свойство личности, проявляющееся: 1) в стремлении к самостоятельному принятию решений; 2) планированию своей деятельности; 3) реализации задуманного и получение результата; 4) самоконтроле. Самореализация Самореализация - нахождение в себе личных качеств и сторон, которые ребенок может направить и использовать для осуществления определенной деятельности с целью достижения счастливой и успешной жизни. Принципы организации предметно-пространственной среды: Принцип насыщенности среды, соответствия возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Принцип трансформируемости. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей; Принцип функциональности. Полифункциональность материалов предполагает: - возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; - наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре). Принцип вариативности. Вариативность среды предполагает: наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Принцип доступности. Доступность среды предполагает: - доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; - свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; - исправность и сохранность материалов и оборудования. Принцип безопасности. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Важным компонентом организации РППС в группе являются работающие стенды, задача которых – способствовать визуализации образовательного процесса, сделать его для детей значимым и, что не маловажно, предсказуемым. Создавая насыщенную образовательную среду, мы - воспитатели принимаем на себя ответственность за то, чтобы день был веселым и интересным для детей. С этой целью в группах организуются центры активности, которые дают детям возможность самостоятельно индивидуализировать образовательный процесс, исходя из собственных навыков и интересов. Выбор детьми центров активности осуществляется на утреннем круге. Деятельность детей в центрах активности – важный компонент образовательной среды детского сада, поскольку позволяет детям приобрести опыт сотрудничества в группах, умение совместно планировать и реализовывать деятельность по выполнению намеченных планов, умения взаимодействия друг с другом, договариваться, решать проблемы. А воспитатели помогают детям размышлять над своими действиями и способствуют их самообучению, а не руководят этим обучением. Еще одно важное современное требование к организации образовательной среды в ДОУ – изменение подхода к планированию распорядка дня в группах. ИТОГ: Итак, современная система дошкольного образования нацелена на поддержание инициативы и самостоятельности детей во всех видах детской деятельности. От нас, педагогов, требуется создание развивающей образовательной среды, где воспитатели побуждают детей следовать своим интересам. Только в этом случае у детей возникает сильное чувство собственной значимости, развивается самоинициативность, помогающая самореализоваться в разнообразной детской деятельности, что побуждает их к самостоятельному добыванию знаний.
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.